Технически корабль «Аполлон» был составлен из двух основных частей — командного и служебного отсеков, предназначенных для проведения командой большей части времени полёта, и лунного модуля, разработанного специально для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.
Командный и служебный отсеки
Командный отсек был сконструирован компанией North American Rockwell (США). Он обладал формой конуса со сферическим основанием и имел такие параметры: диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг. Командный отсек корабля является центром управления полётом. В течение полёта всего полёта, за исключением этапа высадки на Луну, члены экипажа находятся в командном отсеке. Он имеет герметическую кабину, снабжённую системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления кораблём и навигации, систему радиосвязи с наземными станциями, систему аварийного спасения экипажа и теплозащитный экран. Служебный отсек несёт в себе системы обеспечения корабля «Аполлон» и основную двигательную установку космического корабля.
Командный и служебный отсеки на орбите Луны
Лунный модуль
Лунный модуль корабля «Аполлон» специально разработан американской компанией «Grumman» и состоит из двух ступеней: посадочной и взлётной. Посадочная ступень, которая оборудована автономной двигательной установкой и посадочными опорами, применяется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и совершения мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит, как стартовая площадка для второй, взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной для экипажа и собственными двигателями, после окончания исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется с помощью установленных специальных пиротехнических устройств.
Лунный модуль "Аполлон-16"
Ракеты-носители
Даже после начала разработки программы «Аполлон» команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном не имела ни малейшего представления, какая схема полёта будет применена, и, соответственно, никто не мог даже приблизительно рассчитать массу полезного груза, который нужно будет вывести на траекторию к Луне ракетой-носителем. Схема полёта, когда один корабль летел к Луне, садился на её поверхность, взлетал и возвращался на Землю, требовала от ракеты-носителя намного большей полезной нагрузки, чем уже реализованные экспедиции. Основываясь на этих расчетах, инженеры изначально предполагали создание ракеты-носителя «Нова». Но НАСА для полёта на спутник Земли предпочло такое решение, при котором основной космический корабль остаётся на Лунной орбите, а прилуняется и взлетает только лунный модуль. В связи с этим инженеры-разработчики переориентировались на создание ракет-носителей Сатурн IB и Сатурн V. На конечном этапе конструирования носитель Сатурн V имел значительно меньшую мощность, чем «Нова», но и меньшие габариты и, соответственно, гораздо меньшие затраты для его вывода за пределы земной орбиты. Сатурн V выносил на траекторию к Луне 47 тонн полезной нагрузки, а по проекту «Нова», ракета могла бы выводить на траекторию к Луне 68 тонн.
Запуск "Аполлона 11" ракетой "Сатурн V" на Луну 16 июля 1969
в начало страницы
|